Российские государственные и провластные телеканалы так же, как и официальные лица, по сути проигнорировали вторую годовщину начала полномасштабного вторжения России в Украину, говорится в отчете американского Института изучения войны (ISW). Это особенно бросается в глаза на фоне того, что все крупнейшие мировые медиа, посвятили событию и анализу произошедшего за два года войны много места.
ISW объясняет кремлевскую информационную политику явным нежеланием привлекать внимание внутренней аудитории к годовщине, поскольку Москвой не была достигнута ни одна из заявленных стратегических целей, а военная авантюра сопровождается огромными потерями.
По оценке аналитиков американского института, большинство россиян в основном равнодушно относятся к «спецоперации», хотя и настроены против потенциального введения новой мобилизации, поэтому для Кремля важно «сохранить апатию общества к войне, которая частично позволяет российским чиновникам продолжать ее без значительной общественной реакции».
Провластные российские СМИ действовали строго в соответствии с прямой установкой Кремля, уверен блогер Марк Фейгин. На его взгляд, это не подлежит сомнению.
«В верхах решили эту тему однозначно не педалировать, – добавил он в комментарии Русской службе «Голоса Америки». – Потому что опасаются возникновения дискуссий в обществе по итогам двухлетнего кровопролития. Похвастать особо нечем, если не считать взятие Бахмута с Авдеевкой, а жертвы множатся с каждым днем. Как и потери боевой техники, включая самолеты-радары А-50, большие десантные корабли, причем, нередко целиком с экипажами. Это очень чувствительные удары… Словом, при более-менее объективной оценке баланс между результатами и издержками выглядит явно не в пользу Кремля, несмотря на все его попытки представить дело иначе».
Согласно докладу ISW, только при взятии Авдеевки погибло больше российских военных, «чем за всю советско-афганскую войну». По данным западных разведок, Россия с момента начала агрессии потеряла убитыми и ранеными свыше 300 тысяч человек.
Никто не забыл и про обещания захватить Киев за три дня, продолжил Марк Фейгин: «Но в итоге путинской армии пришлось вначале отступить из Харьковской области, потом оставить Херсон… Да и регулярные удары по приграничным российским городам – Белгороду, Курску, Брянску – тоже надо как-то объяснять. Давно висит в воздухе главный вопрос: когда закончится война? Заявления в духе, что, мол, она продлится столько времени, сколько потребуется, крайне мало кого способно удовлетворить».
В общем, объяснений требуется много, а сказать по сути нечего, констатировал блогер: «Можно, конечно, стучать в победный бубен, но от этого ничего не изменится. В целом, ни одна из целей «спецоперации» не достигнута, а вот негатива добавилось выше крыши. В таких ситуациях лучше промолчать. Ну а насколько в данном случае молчание – золото, другой вопрос. Народ-то все равно живет на земле, а не в облаках… Для Кремля, однако, главное, чтобы обсуждение войны не стало политической повесткой дня», – резюмировал Марк Фейгин.
Было бы странно, если бы Кремль посредством медиа акцентировал внимание на событии, которое не привело ни к каким значительным достижениям, но создало массу проблем как на государственном, так и чисто человеческом уровнях,в свою очередь, считает политический аналитик Максим Гликин, внесенный Минюстом РФ в реестр «иностранных агентов». По его словам, прошло вот уже два года, а Россия всё еще пытается «денацифицировать» и «демилитаризировать» Украину.
«Собственно, ситуация выглядит настолько позорно и странно, что лишний раз заострять на этом внимание чревато непредсказуемыми последствиями, –уточнил собеседник «Голоса Америки». – Сразу могут возникнуть очень много вопросов, на которые у Москвы нет прямого и честного ответа. В частности, почему так долго длится военная кампания? Тут недалеко и до крамольных мыслей у населения: а может, цели были неправильные или задачи не так ставились?»
Если дать людям повод задуматься о происходящем, то возникнет риск, что они начнут «копать» глубже, чем надо, и дойдут до неприятных для властей выводов, заметил Максим Гликин: «Действительно, ставилась целью “демилитаризация”, а вместо этого (частично) захватили несколько регионов соседней страны. И это чрезвычайно трудно объяснить. Также нелогично отмечать годовщину того, что никакой радости ни у кого не вызывает. Это не то, о чем, с точки зрения Кремля, вообще стоит говорить. Отмечать принято победы. А их нет на горизонте. Нельзя же всерьез считать поводом для торжества взятие Авдеевки, как это пытаются делать прокремлевские пропагандисты. Слабый аргумент».
В России теперь вообще не принято говорить о каких-либо проблемах, подчеркнул политический аналитик: «Поскольку строй становится всё более тоталитарным, реальность заменяет выдуманный мир. Важно, чтобы страна жила в пузыре иллюзий. Отчасти этот пузырь отражает тот ирреальный мир, в который существует сегодняшний правитель. Так всегда было со всеми диктаторами. Вспомнить только (Антониу ди) Салазара (фактически бессменного правителя Португалии с 1932 по 1968 годы – В.В.), который уже ушёл из власти, но для него в единственном экземпляре продолжали делать газету, в которой рассказывалось, что он всё еще правит страной и принимает важные решения. Главное – чтобы дедушка не расстраивался». Может, и в России доживут до таких времен, заключил Максим Гликин.