Расширение торгового дефицита в Украине является следствием войны и пока не является риском для стабильности гривны. Но в случае сокращения международной помощи НБУ будет действовать соответственно.
Об этом заявил первый заместитель главы НБУ Сергей Николайчук.
По его словам, экспорт остается ограниченным из-за потери производственных мощностей и логистических проблем, тогда как импорт растет, прежде всего из-за оборонных нужд. В то же время увеличивается ввоз товаров для энергетического сектора и восстановления разрушенной инфраструктуры.
Ключевая роль международной поддержки
Николайчук отметил, что критической ситуация может стать только в случае, если торговый дефицит не будет покрываться международной финансовой помощью. Именно поддержка партнеров в последние годы позволяла Украине удерживать стабильность на валютном рынке.
"В течение последних лет предложения валюты со стороны Национального банка, который получал ее от правительства, а тот, в свою очередь, от партнеров, хватало, чтобы перекрывать спрос", — отметил он.
Гибкость валютной политики
Чтобы предотвратить потенциальные риски, НБУ перешел к режиму управляемой курсовой гибкости. Курс гривны теперь может колебаться в зависимости от спроса и предложения валюты, что дает регулятору дополнительные инструменты реагирования.
"Если мы будем видеть, что это равновесие начинает нарушаться и мы движемся куда-то не туда, будем соответственно реагировать изменением своих монетарных инструментов", — подчеркнул Николайчук.
Структурные проблемы и возможные решения
Он также отметил, что валютная политика не является основной причиной роста дефицита. По его словам, решать структурные проблемы нужно другими методами, а не через девальвацию.
"Что мы на самом деле видим в качестве потенциального смягчающего фактора — это активная политика правительства через пошлины или нетаможенные барьеры, через определенные налоги на ту продукцию, которую мы импортируем и которая не является критической в условиях военного положения", — сказал он.
Британия направила 1,3 млрд долларов доходов от российских активов на помощь Украине
Более 1,3 млрд долларов доходов от замороженных российских активов пошли на военную помощь Украине. За эти деньги Великобритания закупила боеприпасы,...
Read more